КЕЙС 3 для ритейлеров. Кто расскажет, что можно, а чего нельзя?

КЕЙС 3 для ритейлеров. Кто расскажет, что можно, а чего нельзя?

КЕЙС 3 для ритейлеров. Кто расскажет, что можно, а чего нельзя?

Со всеми перепетиями обсуждения и принятия поправок в Закон о торговле многие забыли о таком инструменте регулирования отношений поставщиков и сетей, как Кодекс добросовестных практик. А зря!

 Уже полтора года мы живем по новым правилам, введенным 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" поправки в законодательство, регулирующие отношения торговых сетей и производителей продуктов питания (далее «Поправки в Закон о торговле») и вступившим в силу с 1 января 2017 года. 

Но достигли ли поправки поставленной цели? На мой взгляд, нет. О том, как работать, чтобы не получать штрафы я расскажу на семинаре "Закон о торговле 2018. Как организовать работу, чтобы избежать штрафов" 20 июня 2018 года в Москве.

А теперь о том, почему ЗоТ работает не так, как от него ожидали.

Во-первых, правила на законодательном уровне так и не определены до конца. Можно безнаказанно нарушать некоторые ограничения и, в то же время, заплатить штраф за то, что с точки зрения любого здравомыслящего человека является обычной практикой ведения бизнеса.

Во-вторых, Закон не изменил соотношения рыночных сил. Как и год, и пять, и десять лет назад, все товары не могут попасть на полки магазинов. Есть дефицит места в ассортиментных матрицах супермаркетов. А там, где спрос превышает предложение –возникает неравенство позиций в переговорах. Одни предлагают и борются с конкурентами, другие – выбирают. Сети растут. Их рыночная сила увеличивается. Думаю, скоро от переговоров все ритейлеры перейдут к тендерам на поставку.

В-третьих, законодатели не успевают за изменениями рынка. Кроме того, находясь вне его, они иногда предлагают откровенно популистские и достаточно странные идеи. И ритейл вынужден возвращаться к саморегулированию для того, чтобы оперативно оценивать практики, которые являются недобросовестными и ведут к дискриминации одного из участников цепи поставок продуктов питания.

Напомню, основные поправки, внесенные в Закон о торговле. Для наглядности разделю их на три группы:

1. Изменившие то, что можно посчитать:

- совокупный размер оплаты поставщиком услуг сети и премии за выборку объема не должен превышать 5 % от стоимости поставленной продукции за вычетом НДС и акциза

- уменьшены сроки оплаты поставленной продукции, при этом датой, с которой начинает исчисляться отсрочка, является дата фактической передачи товара розничной сети

- стоимость услуг не должна зависеть от вида товара и объема поставленной продукции (указываться не в процентах от товарооборота, а в фиксированных сумах)

- доля ритейлера в регионе не должна превышать 25 %.

2. Изменившие то, что можно проверить:

- запрещены договоры комиссии

- запрещено включать в договор поставки действия, не связанные с товародвижением

- необходимо привести все договоры, даже те, по которым нет движения товара, в соответствие с внесенными поправками

3. Измениния, которые можно контролировать только давая субъективные оценки:

- нельзя навязывать невыгодные условия

- нельзя понуждать к заключению договоров

- нельзя создавать дискриминационные условия и препятствовать к доступу на рынок.

После вступления в действие поправок 1 января 2017 года ФАС активно приступила к проверкам розничных сетей. Что же проверялось в течение первого квартала 2017 года и какие были получены результаты:

Было проведено 11 266 проверок. Проверялись в основном договоры поставки. Нарушения выявлены в 1 261 договоров (11%)

Основные нарушения:

439 договоров – не приведены в соответствие условия оплаты

282 договора – не приведены в соответствие размеры премии (более 5 %) в том числе:

заключение договоров оказания услуг с поставщиком

принуждение поставщиков заключать договоры об оказании услуг с подконтрольными сети структурами

получение вознаграждения за поставки социально значимых товаров.

154 нарушения – не должным образом раскрыта информация о правилах отбора контрагентов.

Как видите, проверялись только документы. Проверка соответствия объемов премии и соблюдения сроков поставки не велась. По словам руководителей ФАС, оценка того, превысили ли оплаты поставщика пятипроцентный барьер, будет проведена по итогам 2017 года.

После этих проверок было еще два небольших разъяснения и отрывочная информация о проведенных проверках в СМИ. По словам ритейлеров, проверки проводились, но в основном выражались в проверках документации.

Основные проверки проводились по жалобам «пострадавших» поставщиков:

навязывание невыгодных условий, выражающееся в информировании поставщиков, что цены не конкурентно способны и необходимо предоставить скидки

навязывание невыгодных условий, выражающееся в «принуждении» поставщика для повышения уровня продаж провести промо акцию

навязывание заключения договоров об оказании услуг с независимыми рекламными или логистическими компаниями

затруднение доступа на рынок, выражающееся в отсутствии заказов товара (иногда после уведомления о низких продажах или отказа сети принять повышение цены товара выше рынка) при действующем договоре поставки,

намерение нарушить закон, заключающееся в «нерасторжении» договора об оказании услуг при действующем соглашении о выплате премии в размере 5 % (максимально разрешенной Законом о торговле)

Информации о нарушениях много, оштрафованы практически все крупные ритейлеры. Частично, они сами виноваты в этом: не обратили внимание на мелочи или невнимательно изучили Закон о торговле и разъяснения ФАС. Но об этом в небольшой статье не расскажешь. Детально законодательство и ошибки ритейлеров я разбираю на своих тренингах и на сайте.

Что бросается в глаза? Не было информации ни об одной проверке тех пунктов Закона, которые можно посчитать! И тут возможно два варианта: или ФАС не готова проводить эти, достаточно трудоемкие, проверки. Или же всем ритейлерам надо готовиться к тому, что скоро ФАС разработает технологию таких проверок и проверит ВСЕХ!

В сложившейся на рынке ситуации ритейлеры осторожничают. Но, учитывая чувствительность потребителя к цене товара и жесткую конкуренцию между розничными сетями, не могут не проводить промо.

В результате проводятся только те акции, которые на взгляд ритейлера просты и безопасны – скидки в цене. И проводимые сетями за свой счет программы лояльности. В результате покупатели не получают все возможные выгоды, сеть теряют доходность, а у производителя практически нет шансов выделиться на фоне конкурентов.

Теряют все.

Решением является развитие саморегулирования в ритейле. Кодекс добросовестных практик (КДП) взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров был принят в 2012 году, когда всем игрокам рынка стало ясно, что Закон о торговле, принятый в 2009 году, не выполняет возложенных на него задач.

В 2014-2016 годах Комиссия по применению КДП приняла ряд решений, которые помогли производителям и ритейлерам вместе пережить пик кризиса. Но внесение поправок в Закон о торговле практически прекратило действие КДП. Сейчас готовится новая редакция Кодекса, приводящая его в соответствие с сегодняшними реалиями рынка.

Уже сегодня Комиссия по применению КДП приняла ряд очень полезных для рынка решений, которые исполняют компании, поддержавшие Кодекс (а это крупнейшие отраслевые союзы ритейлеров и производителей):

- признана недобросовестной практика взимания штрафа за недопоставку при незначительном объеме недопоставки

- признана недобросовестной практика взимания штрафа в процентах от товарооборота

- признана необоснованной практика прекращения оплаты поставленного товара в случае, если поставщик оспаривает выставленный ему штраф

- признана недобросовестной практика затягивания согласования новых цен (приема переоценки), если сеть в это время требует поставлять товары по «старым» ценам.

И ряд других интересных решений.

Возможно, саморегулирование позволит избежать излишнего законодательного регулирования рынка розничной торговли.

Ну и в заключение несколько слов о том, чего можно ожидать в ближайшее время:

- ФАС, производители и, конечно, депутаты, могут добиться ограничения наценок в розничных сетях.

- скидки, предоставленные ритейлеру поставщиком, но не в полном объеме транслированные конечному потребителю, могут быть включены в размер пятипроцентного бонуса. Разговоры об этом идут давно. Но тут ведь считать надо, а это сложно...

- протоколы разногласий к договору поставки, и даже разные формы договора, могут быть оценены как дискриминация, особенно в части различных цен поставки и дифференцированных штрафов

- распределение ответственности за возможные штрафы уже на этапе подписания договора (условно, если меня оштрафуют, штраф компенсируешь ты…)

Есть еще много тонкостей в законодательном регулировании розничного рынка. Но об этом в следующих статьях, на тренингах и на сайте.

Следите за новостями и анонсами.

Книги бизнес-тренера Сергея Илюхи

Закрыть окно

Отправьте нам заявку


*Если Вы не робот, ответьте на вопрос:
два минус два (ответ цифрами)
 * обязательны для заполнения.
Закрыть окно

*Если Вы не робот, ответьте на вопрос:
шесть минус 3 (ответ цифрами)
 * обязательны для заполнения.
Закрыть окно

Задайте Ваш вопрос

*Если Вы не робот, ответьте на вопрос:
8 плюс 1 (ответ цифрами)
 * обязательны для заполнения.