ПОКУПАТЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ УВИДЕЛИ

ПОКУПАТЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ УВИДЕЛИ

ПОКУПАТЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ УВИДЕЛИ

По информации Лента ру центр социальных исследований "Платформа" опросил всех участников рынка о том, как они оценивают последствия принятия поправок в Закон о торговле. Выводы предсказуемы.

Как обычно, даю текст статьи со своими комментариями, выделенными курсивом.

Поправки в закон о госрегулировании торговли и КоАП РФ вступили в силу в январе 2017 года. Они были приняты в интересах отечественных производителей. Центр социального проектирования «Платформа», пришел к выводу, что рынок продовольственного ритейла подстроился к новым правилам и сегодня находится в равновесии. Об этом сообщается в материалах исследования, присланных в редакцию «Лента.ру».

Опрос был посвящен оценке промежуточных итогов работы новых мер госрегулирования продовольственного ритейла. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» изменил правила игры для поставщиков и торговых сетей.

Один из выводов экспертного доклада «Платформы» — любые новые поправки сегодня рискуют ухудшить ситуацию, сломав хрупкий баланс интересов участников рынка. «Нужно прожить хотя бы пару инвестиционных циклов в этих правилах игры», — так пояснил свою позицию представитель крупной компании-ритейлера.

Стабильность и предсказуемость «правил игры» однозначно лучше, чем их постоянное усовершенствование «на ходу», убеждены и поставщики, и представители ритейла. По их мнению, важно хотя бы несколько лет прожить в неизменной парадигме, не поддаваясь соблазнам усовершенствования законодательства. «Рынок сам адаптируется, отрегулируется», — заявил один из респондентов.

Здравая мысль. Донести бы ее до законодателей! Любое изменение законодательства или даже новое разъяснение ФАС приводит к изменению договоров между ритейлерами и поставщиками (у крупных сетей несколько тысяч поставщиков). Это время сотрудников, которое они могли потратить на развитие продаж и повышение качества обслуживания покупателей. Так что "Да", мораторий на пару лет не помешал бы!

Цель нововведений — дать дополнительные преференции производителям (поставщикам) — достигнута в ряде моментов, считают аналитики «Платформы». По их данным, поставщики выиграли в вопросах, связанных с документооборотом и сроками оплаты товаров.

«Сокращение обязательных сроков оплаты товаров оптимизирует оборотный капитал поставщиков, снижает их зависимость от кредитных средств и факторинга», — отмечено в материалах исследования.

Тут трудно поспорить. Сроки оплаты сократились, причем начали отсчитываться с даты передачи продукции. Но есть нюансы... Улучшились условия только с теми сетями, которые платят своевременно. С остальными все так же сложно и неопределенно...

Ритейл, напротив, оказался в минусе. В частности, из-за снижения размера максимального совокупного вознаграждения торговым сетям от поставщиков за услуги (продвижение товаров, логистика, упаковка товаров) с 10 до 5 процентов от цены товара. Это, однако, также негативно сказалось и на поставщиках – был ограничен их доступ к маркетинговым и логистическим инструментам.

Вот тут не согласен в принципе. Ритейл перевел бонусы в скидки и до тех пор, пока наценки не будут ограничены, фактически ничего не потерял. Поставщики потеряли много. Юридически давать скидку за услуги запрещено. Смешанные договора запретила еще первая редакция Закона о Торговле. Следовательно, теперь поставщики предоставляют скидку (фактически платят деньги) за логистику и промо, но не могут указать это в договоре и контролировать. Был один способ: отгрузка товара со скидкой по акции без транслирования скидки на полку. Фактически сумма скидки шла в оплату паллет и пр. услуг. Но ФАС эту схему выявила. Думаю, скоро будут первые дела. Так что в плане продвижения поставщик пострадал и очень сильно.

Было высказано мнение, что закон стал «встряской» для крупных торговых сетей. Снижение доходности поставило ритейлеров перед необходимостью оптимизировать издержки, бороться за покупателей.

Сети всегда оптимизировали процессы и боролись за покупателя!!! Кто не боролся-ушел с рынка.

При этом некоторые респондентов убеждены, что главным бенефициаром поправок стало государство (в лице регулирующих и контрольных органов), а также отдельные политики, поддерживающие популистские меры.

Что касается покупателей, то они перемен в лучшую или худшую сторону не заметили. Цены на продукты за полгода выросли в пределах инфляции. «Применение данного закона не приносит заметного вреда конечному потребителю. Но и практическую пользу для покупателей эксперты почти не видят», — говорится в докладе «Платформы».

Вот оно!!! Законодатели мечтали, что поставщики будут платить меньше, ритейлеры оставят фронт маржу без изменений и откажутся от бэк маржи, в результате цены на полке снизятся. Чуда не произошло. Поставщики, которые смогли сократить выплаты ритейлерам - не снизили цены на сумму бонуса. Ритейлеры стали зарабатывать меньше. Цены без изменений или выросли. Если же ритейлер перевел все бонусы в чистую цену, то ничего не изменилось ни для поставщика, ни для сети, ни для покупателя. Просто больше стала наценка. Как то так. Покупатель ничего не выиграл.

Респонденты сошлись во мнении, что полгода недостаточный срок для всестороннего анализа последствий применения нового закона. Это обусловлено объективными статистическими пробелами в базе анализа. Так, эксперты отказались обсуждать динамику финансовых показателей своих компаний. По их мнению, предварительные квартальные данные бухгалтерской отчетности — слишком «сырой» продукт, чтобы на его основе делать далеко идущие выводы. Предварительные ответы могут быть получены только по итогам 2017 года.

Оригинальный текст статьи: https://lenta.ru/news/2017/09/07/zakonceniplatforma/

Полная информация о том, как жить при новой редакции Закона о Торгове на моем семинаре: http://www.liga-commersantov.ru/seminar-ispolnenie-zakona-o-torgovle-v-2017-godu-uspeshnye-praktiki-i-osnovnye-oshibki.html

В бизнесе на каждом из этапов важна точно определённая тактика, правила, установки или стратегия, чтобы добиться успеха. Надо качественно провести переговоры, достигнув договорённости, и далее действовать по составленному плану. Бизнес-тренинги Сергея Илюхи существенно помогают в ведении переговоров, а именно, правильно заданные вопросы ведут к продуктивному сотрудничеству.

Книги бизнес-тренера Сергея Илюхи

Закрыть окно

Отправьте нам заявку


*Если Вы не робот, ответьте на вопрос:
шесть ю восемь (ответ цифрами)
 * обязательны для заполнения.
Закрыть окно

*Если Вы не робот, ответьте на вопрос:
четыре плюс четыре (ответ цифрами)
 * обязательны для заполнения.
Закрыть окно

Задайте Ваш вопрос

*Если Вы не робот, ответьте на вопрос:
дважды два (ответ цифрами)
 * обязательны для заполнения.