Что такое ценовой паритет в розничной торговле?

С экономической точки зрения ценовой паритет – это сохранение определенного соотношения между ценами на однотипные товары в различных ситуациях.
Если говорить о макроэкономических процессах или ценовом регулировании, допустим, на сельскохозяйственные продукты, то здесь по определенным правилам выстраивается паритет между закупочными и отпускными ценами.
Если же транслировать принципы паритета цен на розничную торговлю, то я бы выделил несколько принципиально различных варианта.

Паритет отпускных цен производителя

Эту практику могут позволить себе крупные производители, занимающие большую долю в важных для ритейлеров товарных категориях. Они могут себе позволить отгружать товар всем покупателям по одинаковой цене. В случае необходимости корректировки коммерческих условий для VIP клиентов им предоставлялись индивидуальные бонусы и премии вне договора поставки.

  • Преимущества: Если есть единая цена отгрузки, покупатель ощущает величину предоставляемых бонусов, если же единой цены нет, то бонусы становятся абстракцией.
  • Недостатки: Закон о торговле ограничивает выплаты производителей торговым сетям и они вынуждены нарушать паритет, предоставляя скидки в накладной.

Паритет розничных цен торговой сети по каналам сбыта

Паритет розничных цен торговой сети по каналам сбыта

Это методика ценообразования, при которой производитель контролирует, чтобы розничная цена на товары во всех местах продаж была одинакова.

  • Преимущества: Единая цена нужна для того, чтобы покупатель не отказался от покупки из-за того, что нашел товар, допустим, в интернет-магазине дешевле.
  • Недостатки: С точки зрения закона о защите конкуренции производитель не имеет права навязывать торговой сети уровень розничных цен. Кроме того, и сети неохотно берут на себя обязательства по поддержанию розничных цен, так как с одной стороны, даже при одинаковых условиях закупки у торговых сетей разная себестоимость продаж. С другой: розничная цена – эффективный инструмент конкурентной борьбы. Регулируя розничные цены торговая сеть усиливает свое ценовое позиционирование на фоне конкурентов.

Паритет наценки внутри товарной категории

Это методика формирования розничной цены, при которой на все товары внутри категории делается одинаковая наценка.

  • Преимущества: При данной методике облегчается работа категорийного менеджера. Гарантируется нормативная рентабельность продаж.
  • Недостатки: Не учитывается ценовое позиционирование сети и уровень цен конкурентов, что может привести к оттоку покупателей.

Паритет цен внутри линейки одного бренда

Эта методика аналогична приведенной в п.3, но уровень цен регулируется не внутри категории однотипных товаров, а между товарами одного бренда, но с различными свойствами и весом (объемом).

  • Преимущества: Сохранение паритета цен внутри линейки позволяет донести до покупателя выгоды, которые создавал производитель, разрабатывая продукт. Автоматизация этого процесса позволяет облегчить работу категорийного менеджера и исключить риск дисбаланса ассортимента.
  • Недостатки: Нет. Паритет цен внутри линейки надо соблюдать. Исключение – проведение промо акций и специальное ценообразование на товары KVI.

До встречи на тренинге и выгодных продаж!

Хотите записаться на обучение?