Как правильно оценить уровень сервиса поставщика

На сегодня, в ситуации возможного возникновения дефицита по различным группам товаров вопрос качества поставок выходит на первый план. Для оценки уровня выполнения заказов торговые сети используют такой показатель, как уровень сервиса. В упрощенном виде это отношение количества доставленного товара к количеству реально доставленного на склад (в магазин). В квалификационных требованиях к поставщикам сети настаивают, а поставщики соглашаются обеспечить уровень сервиса не ниже 90 %. Вроде как все довольны. Но в реальности ситуация несколько сложнее.
В первую очередь необходимо разделить понятия сформированный заказ (заказ сформированный системой автозаказа или самим закупщиком исходя из существующей потребности) и согласованный заказ (заказ, который подтвердил поставщик).
На сегодня уровень сервиса чаще всего считается по согласованному заказу как отношение стоимости согласованного к поставке товара к стоимости реально доставленного.
Выглядит это приблизительно так:
Как правильно оценить уровень сервиса поставщика
Т.е. выгладит это в глазах руководства и системы, рассчитывающей уровень сервиса, приблизительно так:
Поставщик возит нам 8 SKU, согласовали заказ на 1 309 000 руб. Привез на 1 176 900 руб. Уровень сервиса 90 % - хороший поставщик.
В реальности все происходит совсем не так:
Закупщик формирует заказ по потребности и согласует его с поставщиком. Некоторых позиций нет в наличии, по некоторым нет требуемого количества, но некоторым потребность меньше кванта поставки. В результате закупщик отказывается от заказа по некоторым позициям, а по тем, где наличие недостаточно соглашается на предложенное количество. В результате реальный уровень сервиса даже по существующей методике выглядит так:
Как правильно оценить уровень сервиса поставщика
Реальный уровень сервиса ниже 85 % и поставщику должны быть заданы очень серьезные вопросы.
Если же углубиться в анализ ситуации и проанализировать, какие проблемы возникают у поставщика и какие неудобства это доставляет закупщику, то мы выходим на расчет следующих коэффициентов.
Как правильно оценить уровень сервиса поставщика
1. Сервис по кванту поставки характеризует, насколько ограничение минимального количества заказываемого товара мешает работе закупщика. В случае, если квант закреплен жестко, закупщик вынужден или отказаться от заказа и остаться без товара, или потратить время на поиск товара у другого поставщика, или заказать «квант» и перетариться.
Сервис по кванту равен отношению позиций, которые остались после отказа от заказа меньше кванта к необходимому количеству SKU. В нашем случае он равен 63%
2. Сервис по наличию показывает, какого количества SKU из необходимых нет в наличии и равен отношению количества SKU в наличии к потребности. В нашем случае 88%.
Если позиции нет у этого поставщика закупщик или ищет, где взять товар, или находит аналог, или сидит без товара.
3. Совокупный сервис по наличию показывает, сколько позиций из необходимых мы можем заказать. Это или отношение количества позиций, от которых отказались к количеству, которое необходимо, или произведение коэффициентов 1 и 2.
4. Сервис по доставке показывает, насколько качественно выполнен заказ по каждой из номенклатур, по которой была потребность и наличие у поставщика и рассчитывается как отношение количества привезенного товара к необходимому. Затем рассчитываем среднее значение. В нашем случае коэффициент по доставке равен 61 %.
Это значит, что по большой части даже привезенных товаров они закончатся до следующей поставки и придется или делать срочный заказ, или терять продажи из-за OOS.
5. Общий уровень сервиса по заказу рассчитывается или по той же методике, что и сервис по доставке, но для всех необходимых позиций, а не только для тех, «которые привезли» или как произведение сервиса по наличию и сервиса по доставке. В обоих случаях уровень сервиса получается 30 % и необходимо или улучшать качество сотрудничества, или делать резервные запасы, или искать нового поставщика.
Как видите, все коэффициенты, характеризующие уровень сервиса, важны для закупщика. Они показывают, где сеть теряет деньги, где сам закупщик теряет время, о каких аспектах сотрудничества вести переговоры с поставщиком.
Хотите записаться на обучение?