Грамотная расстановка
торгового оборудования
в магазине самообслуживания

О том, какое размещение торгового оборудования позволит существенно увеличить продажи, рассказали Екатерина Богачёва, гуру мерчендайзинга, и Сергей Илюха, эксперт по категорийному менеджменту. Екатерина и Сергей - соавторы семинара «Магазин будущего. Вдохновение + технологии»

Екатерина:

Что такое грамотная установка торгового оборудования в магазине самообслуживания? Примеры небольших торговых сетей, которые чаще всего я вижу, состоят из большого количества холодильников и стоек поставщика, большого количества прилавков, от которых розничные торговцы никак не могут избавиться.

Несмотря на то, что магазин рассчитывает на увеличение самообслуживания, уменьшение издержек за счёт снижения количества персонала, его владельцы боятся уходить от прилавков с рыбой, колбасой, деликатесами, сыром, мясом, кулинарией.

Новая санитарная реальность многих заставила прийти к индивидуальной упаковке на эти товары настолько, насколько это возможно. Но с другой стороны, многие ритейлеры жалуются на то, что увеличения продаж этих товаров в индивидуальной упаковке не происходит. Это естественно, потому что в рифленом прозрачном лотке, который заклеен сверху этикеткой, продукт кулинарии выглядит некрасиво. Вот в магазине и остаются прилавки, которые уменьшают продажи за счёт низкой скорости обслуживания покупателей и за счёт влияние человеческого фактора (низкой квалификации персонала) на бизнес.

ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТОРГОВЛИ

Какова же должна быть расстановка торгового оборудования в магазине самообслуживания?

Оборудование должно быть удобным для самостоятельного выбора товаров. А товары должны быть привлекательны. В первую очередь ритейлерам стоит уйти от старинных видов упаковки в сторону более экологичной и красивой. Это позволит отказаться от прилавков.

Каковы «минусы» устаревшего оборудования?

Прилавки занимают очень много места в торговом зале магазина за счёт выделения площади для продавца и дополнительной площади для покупателя перед прилавком.

Холодильные витрины глубиной в основном 120 см. Это соответствует по глубине целому ряду сухих стеллажей, расположенных «спиной к спине».

Поэтому магазин с прилавками и холодильными витринами не может вместить достаточное количество сухих стеллажей для представления хорошего ассортимента на небольшой площади.

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ МАГАЗИНА САМООБСЛУЖИВАНИЯ?

Как правило, если мы убираем прилавок длиной в 6 м, вместо него хорошо встанет холодильный шкаф в 3 м вдоль стены, и, как минимум, 6 м сухих стеллажей в центре зала. Это для небольшого магазина может увеличить экспозиционную площадь в несколько раз.

Теперь поговорим немного об использовании оборудования поставщика. Как правило, когда мы берём холодильник, мы обязуемся взять весь его ассортимент. Однако у любого производителя, допустим, пива или напитков, не так много популярных позиций. Их может быть одна или две. Естественно, для размещения такого ассортимента нет смысла занимать площадь магазина целым холодильником.

Вот и получается: 6 холодильников поставщика - это 6-12 по-настоящему ликвидных позиций, которые должны быть в магазине. Остальной ассортимент в этих холодильниках – это потенциально неликвидный товар, который «раскручивает» поставщик, и который «крадет» продажи сети.

Если же, отказавшись от оборудования поставщика, на освободившемся пространстве магазин разместит современное торговое оборудование, магазин сможет предоставить покупателям нужный его клиентам ассортимент. Следовательно, в интересах магазина взять один свой холодильник и разместить там эти 6-12 позиций, а на остальных полках разместить популярные товары других производителей, продажи которых позволят легко компенсировать инвестиции в закупку оборудования.

Но магазины в погоне за экономией денег на оборудовании вынуждены брать ненужный им ассортимент. Потом они не понимают, почему в данном месте магазин плохо работает.

Сергей:

Совершенно согласен с Екатериной. Ассортимент магазина должен соответствовать потребностям покупателя. При этом количество наименований каждого товара должно соответствовать роли категории. При этом важно правильно разместить торговое оборудование в магазине самообслуживания, так как последовательность экспозиции товаров позволит покупателю сделать необходимые выводы о позиционировании магазина, а современное оборудование докажет экспертность ритейлера.

ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВОК ТОРГОВОГО ЗАЛА

И ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

Екатерина:

Это ещё не все секреты расстановки торгового оборудования. Основная беда, открывающаяся при аудите в магазине, - это так называемая правильная расстановка. Параллельно стоящие ряды стеллажей, как грабли или как расческа. Проблема этой расстановки - обязательное наличие большого количества мёртвых зон. С этими зонами потом магазин будет бороться, размещая в разных частях зала товары - генераторы потока (такие как хлеб, мясо и молоко), в надежде обеспечить равномерную циркуляцию покупателей по торговому залу.

Получается, что розничный торговец создает себе проблему, чтобы её потом пожизненно решать.

Итак, почему в расстановке типа «грабли» всегда будут мёртвые зоны?

Когда покупатель находится между стеллажей и смотрит налево и направо, он не понимает продолжение данной секции, так как не знает, аналогичный товар с обратной стороны имеется или нет. Таким образом, если он все еще не нашел свое любимое печенье, он не видит, где продолжить поиск. И получается, что если у нас стеллажи стоят параллельно друг другу в середине зала, то для того чтобы не было мёртвых зон, покупатель обязан змейкой обойти абсолютно все ряды.

Но на практике этого никогда не происходит. Именно по этой причине образуются мёртвые зоны.

Как же сделать так, чтобы мёртвых зон не было? На своих семинарах о магазине будущего мы учим наших слушателей делать островную планировку. Это такая расстановка оборудования, при которой покупатель имеет возможность идти только по одному варианту предлагаемого прохода. Отделы магазина располагаются по левую и правую руку относительно этого прохода и просматриваются за счёт амфитеатрового типа установки торгового оборудования, то есть к проходу ставится низкое оборудование а чуть дальше от прохода - ставится более высокое. Таким образом, мы обеспечиваем просматриваемость всего отдела даже без входа в него.

ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ЗАЛА

Сергей:

Я немного расскажу о планировках. На сегодня многие небольшие магазины расположены в подвалах, имеющих сложную конфигурацию. В этом случае при выборе оборудования необходимо учитывать особенности помещения, освещения, возможности движения с корзинками и тележками. Правильное размещение торгового оборудования и выбор его вида – это инвестиция. Поэтому при выборе надо считать, сколько вы вложите, и как это отразится на трафике, продажах, доходности.