Какие изменения ждут нас в 2023 в категорийном менеджменте

Категорийный менеджмент – это система управления ассортиментом, основывающаяся на базовых принципах:
Товар делится на категории
Каждой товарной категории присваивается роль в зависимости от целей магазина и важности для потребителя
Управление каждой категорией осуществляется в соответствии с ее ролью (с учетом изменений в поведении потребителей и действий конкурентов)
К управлению категорией привлекаются поставщики, которые доказали свою экспертность (или финансовую готовность J).

Выделю 5 основных изменений, которые, на мой взгляд, существенно повлияют на управление ассортиментом в 2023 году.

Какие изменения ждут нас в 2023 в категорийном менеджменте
1. Борьба за товары. Рынок если и не стал дефицитным, то многие привычные для покупателя бренды стали менее доступны. Торговые сети пытаются заместить их по трем направлениям:
  • Ищут поставщиков, способных заместить их
  • Выпускают аналогичные ушедшим с рынка товары под СТМ (доля СТМ в последнее время существенно выросла и продолжает расти)
  • Ищут возможности параллельного импорта.
Быстрое замещение ниш дает сети конкурентные преимущества.

2. Новое конкурентное поле. Еще в 2020 мы думали, что доля on-line продаж не превысит 3-4%, сегодня она приближается к 10… Первая задача в борьбе за потребителя теперь звучит так: «Как заставить покупателя выйти из дома и пойти в магазин»
3. Борьба за покупателя. Покупательная способность снижается, кроме того, у покупателя появляются новые каналы покупок. В этих условиях основной задачей ритейлера становится привлечение покупателя на свою площадку (независимо от того, on или off-line), для того, чтобы работать с желанием купить на своей территории и по своим правилам.
4. Попытка уйти от ценовой конкуренции. Если раньше цены мониторили относительно соседних магазинов, то теперь цены мониторят в интернете, где они не всегда корректны и всех победить невозможно. В этой ситуации на первый план выходят тонкие настройки ценообразования и точечные настройки сервиса в борьбе за целевого потребителя.
5. Постоянное тестирование новых технологий. Технологии ритейла в последнее время активно развиваются. Это дает возможности более глубоко изучить покупателя, снизить расходы, привлекать покупателя новыми сервисными решениями.
Понимание этих трендов и использование их в борьбе за покупателя дает сети конкурентные преимущества.
Хотите записаться на обучение?