KPI категорийного менеджера

Что такое KPI

Ключевые показатели эффективности (англ. key performance indicators, KPI) это числовые характеристики, позволяющие корректно ставить цели по основным направлениям деятельности и количественно оценить их достижение.

В работе торговой сети используется большое количество показателей, которые можно разделить на измеряемые напрямую:

  • Товарооборот, доход, количество «чеков»

И вычисляемые:

  • Наценка, маржинальность, оборачиваемость товарных запасов.
  • Показатели могут быть относительные:
  • Отдача от SKU (одного наименования товара), квадратного метра, сотрудника, рубля инвестиций в продажи и т.д.
  • Динамические:
  • Изменение за период
  • Изменение к соответствующему периоду прошлого года и т.д.
  • Кроме того, проводится кластеризация показателей по территориям, форматам магазинов, поставщикам.

Такое большое количество показателей необходимо для того, чтобы всесторонне проанализировать результаты деятельности торговой сети. Все эти показатели имеют разную значимость и, соответственно, вычисляются с разной периодичностью и используются при решении различных задач.


Информация о том, что торговая сеть рассчитывает какой то показатель не имеет практического значения для поставщика до тех пор, пока он не узнает, как этот показатель влияет на работу категорийного менеджера.

Оставить заявку на обучение или консультацию

KPI категорийного менеджера

Категорийный менеджер – сотрудник коммерческого департамента торговой сети, который отвечает за развитие продаж переданных под его управление товарных категорий. В зависимости от того, на какую роль играет категория в сети и какие стоят перед ней задачи, определяется и перечень KPI категорийного менеджера. В каждой торговой сети необходимо проводить отдельное исследование, за что отвечает КМ. Если же доступа к такой информации нет, есть беспроигрышные варианты:

  • Товарооборот
  • Доход
  • Уровень наценки
  • Оборачиваемость товарных запасов
  • Уровень OOS (отсутствие товаров на полке)
  • Динамика
  • Доля категории в продажах сети
  • Количество «чеков» в категории
  • Пенетрация (доля «чеков», в которых присутствуют товары категории) и т.д.

В чем отличие KPI и системы мотивации

Но знание KPI категорийного менеджера не означает, что изменяя эти показатели поставщик может повлиять на принятие КМ решения в его пользу. Даже те показатели, которые находятся в зоне ответственности категорийного менеджера, можно условно разделить на три группы:




  • Показатели, которые находятся под постоянным контролем руководства, по которым ставятся планы и в случае отклонения которых от плановых показателей возможны штрафные санкции (уровень потерь, наличие товара на полке)
  • Показатели, которые входят в систему мотивации и от выполнения плана по которым зависит уровень заработной платы (товарооборот, доход)
  • Показатели, которые хотя и рассчитываются, но оцениваются нерегулярно и используются скорее как информационные (продажи по магазинам, удовлетворенность покупателей, уровень промо продаж и т.д.)

В первую и вторую группу входит не более 10 показателей, хотя работа категорийного менеджера может оцениваться по 30 и более показателям.

Как использовать знание о KPI закупщика поставщику

Для того, чтобы эффективно проводить переговоры с категорийным менеджером поставщик должен иметь более полную информацию о психотипе и ценностях КМ.

  • В зависимости от психотипа КМ может отдавать предпочтение достижению личных целей, получению определенных регалий и статусов, установлению отношений или «сведению счетов» с поставщиками.
  • На втором месте идет решение проблем. Если в управляемых категориях «что-то сломалось», категорийный менеджер бросает все и решает проблему.
  • На третьем месте в иерархии ценностей идет решение специальных задач. Задачи отличаются от общей системы мотивации тем, что они регулярно изменяются, по ним ставятся цели, сроки и специальная система вознаграждений. Это «понятные» деньги, которые можно легко заработать.
  • Если же говорить о системе расчета заработной платы, то в основе ее лежат «объемные» показатели: товарооборот, уровень наценки и т.д. Изменить товарооборот хотя бы на 5% очень сложная задача, а для небольшого поставщика с малой долей в продажах сети – непосильная.
  • Остальные показатели не важны для категорийного менеджера и нив коей степени не могут влиять на принимаемые ежедневно решения.

Таким образом, при оценке KPI категорийного менеджера надо помнить о трех вещах:

  1. KPI категорийного менеджера это лишь небольшая часть показателей эффективности сети
  2. Не все показатели эффективности влияют на принятие закупщиком решений и его систему мотивации
  3. Есть несколько показателей, которые напрямую влияют на оценку деятельности категорийного менеджера, но они настолько «объемны», что редкий поставщик может изменить их хотя бы на единицы процентов.