Особенности профессионального роста категорийного менеджера

Категорийный менеджер – сотрудник, который отвечает за экономику, продажи, развитие, продвижение категории. У него масса задач, функций, обязанностей и полномочий. Но нет объективных критериев оценки его профессиональных навыков. В этой статье я хочу порассуждать о квалификации категорийного менеджера и об особенностях его профессионального роста.

Что должен уметь категорийный менеджер

Практически ни в одной торговой сети нет категорийных менеджеров в чистом виде. У крупных ритейлеров часть полномочий у них «отобрали» и передали в другие отделы (маркетинга, ценообразования, мерчендайзинга), в небольших, наоборот, менеджера нагружают обязанностями закупщика, юриста, бухгалтера…

В чистом виде в круг обязанностей категорийного менеджера входит:

  • Отслеживание изменений в поведении потребителей
  • Отслеживание и оперативное реагирование на действия конкурентов (как сети в целом, так и своих категорий)
  • Помощь в формировании и корректировке классификатора
  • Назначение ролей товарных категорий
  • Определение ролевой структуры ассортимента до уровня управляемости, определение стратегии и тактики категории
  • Разработка форматов категорий и совмещение их с форматами торговой сети
  • Расчет квот и формирование ассортиментных матриц
  • Подбор товаров для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателя
  • Поиск поставщиков, которые смогут поставлять товары на наилучших условиях
  • Проведение переговоров с поставщиками и фиксация договоренность.
  • Контроль соблюдения договоренностей и сохранения скидок в ходе работы
  • Контроль продаж: ценообразование, мерчендайзинг, заказ, доставка, выкладка товара, контроль сроков годности, предотвращение потерь и т.д.
  • Участие в разработке годового промо плана
  • Подготовка, согласование с поставщиками и проведение текущих промо
  • Анализ продаж, корректировка ассортимента, ценовой политики, поставщиков.

Это расширенный, но далеко не полный перечень полномочий категорийного менеджера. И тут возникает второй вопрос:

Где учиться категорийному менеджеру?

Особенности профессионального роста категорийного менеджера
  • Самостоятельно, изучая литературу. Этот путь хорош только для тех, кто умеет критически относиться к информации и имеет возможность тестировать и внедрять полученные знания.
  • Получать информацию на конференциях и тренингах. Как правило работает эффективно только при постренинговом сопровождении внедрения.
  • Учиться у старших товарищей в своей торговой сети. Хорошо только в том случае, если сеть использует «правильные» технологии. Ну, вы понимаете…

Как оценить профессиональный рост категорийного менеджера

На мой взгляд, есть три объективных критерия для оценки профессионального роста категорийного менеджера:

  1. Улучшение результатов работы (здесь складывается много факторов: улучшение условий, рост продаж, работа с промо, наценкой структурой чека и т.д.)
  2. «Упрощение» переговоров. Можно биться с поставщиками за каждую копейку, а можно выстроить отношения таким образом, что поставщики, понимая свою выгоду, будут сами предлагать скидки. Для этого необходимы как большие продажи, так и понимание маркетинга, экономики, умение считать и вести переговоры
  3. Карьерный рост. Категорийный менеджер это человек команды и он должен быть востребован и оценен. Рост может быть в своей фирме или за счет перехода в более передовые сети. Это не важно. Важно понимать, что нет профессионального роста у категорийного менеджера, который 10 лет сидит на одной должности в одной компании…
Хотите записаться на обучение?