Разработка экономических моделей сотрудничества на основе анализа информации

Сотрудничество с торговой сетью, не смотря на множество сложностей, должно сводиться к экономике.
Производитель должен иметь возможность получить прибыль по итогам сотрудничества. Но обязательно ли контракт именно с этой торговой сетью именно сейчас должен быть прибылен? Давайте обсудим.
Как известно, прибыль – разница между доходами и расходами.

Структура доходов производителя

Как закупщик анализирует продажи и принимает решения
  • Доход от продажи товаров в рамках контракта с торговой сетью
  • Доход от продажи товаров на территории
  • Доход от роста стоимости бренда (скрытый доход, который можно оценить при экономии при работе с контрагентами или же при переуступке прав на бренд)

Структура расходов производителя

  • Расходы на вход в торговую сеть
  • Расходы на сопровождение продаж (логистика, отсрочка, гарантии, сервис)
  • Расходы на продвижение
  • Риски, потери, расходы на гарантии и компенсации.
  • Расходы на развитие продаж на территории

Соответственно возникают бюджеты

  • Бюджет доходов
  • Бюджет на сопровождение продаж
  • Бюджет на развитие дистрибьюции
  • Бюджет на продвижение товаров
  • Бюджет на компенсацию потерь
Соответственно, при составлении экономической модели сотрудничества необходимо собрать информацию о том как:
  1. Цена товара (величина скидки) влияет на объем продаж
  2. Промо расходы влияют на объем продаж
  3. Объем продаж влияет на расходы
  4. Ассортимент влияет на расходы и товароорот
  5. Объем продаж влияет на расходы на развитие дистрибьюции.
Эту информацию можно собирать на основе статистики продаж, собственного опыта работы с другими брендами или просто опираясь на собственную экспертность.
В результате должна возникнуть модель контракта, позволяющая максимизировать прибыль. Поскольку выстроить математическую модель достаточно сложно, при рассмотрении модели контракта достаточно рассмотреть несколько сценариев.
Как закупщик анализирует продажи и принимает решения
Большинство фирм применяет упрощенную модель контракта, когда для определенной структуры контракта прогнозируются показатели работы, Так, в таблице 1 рассмотрены различные сценарии и влияние изменения показателя на общий результат:
  1. Зависимость прибыли от величины скидки. При этом учитываем, что при увеличении скидки
  • Растет товарооборот в штуках
  • Уменьшается цена поставки в рублях
  • Уменьшается доход на единицу в рублях
  • С ростом товарооборота снижается доля потерь в объеме продаж

2. Зависимость прибыли от величины промо бюджета. При этом учитываем, что при увеличении промо бюджета:
  • Растет товарооборот в штуках (при этом хотелось бы считать зависимость линейной, но в реальности при превышении определенного порога доля промо продаж начинает расти лавинообразно и в итоге становится 100 % доля промо продаж)
  • Растет промо бюджет
  • С ростом товарооборота снижается доля потерь в объеме продаж

3. Зависимость прибыли от ассортимента. При этом учитываем, что при расширении ассортимента:
  • Растет товарооборот в штуках (учитываем, что сначала вводятся самые ликвидные позиции. Каждая следующая позиция дает меньший прирост товарооборота)
  • Расходы на ввод товара увеличиваются с уменьшением ликвидности ассортимента (первые 3-10 SKU от известного производителя можно ввести в ассортимент с минимальными расходами)
  • При вводе низко оборачиваемого ассортимента возрастает риск потерь и штрафов
В результате составление оптимальной модели контракта сводится к решению оптимизационной трехмерной задачи. Точность решения задачи определяется достоверностью использованной при составлении модели информации.
При использовании модели есть ограничения, связанные со стратегическими задачами загрузки производства, развития продаж в сети, повышением дистрибьюции на территории, повышением стоимости бренда.
Хотите записаться на обучение?