Автоматизированное рабочее место (АРМ): что это?

На сегодня одной из главных задач при управлении ассортиментом я вижу автоматизацию расчетов. Сегодня категорийному менеджеру доступны большие объемы информации, и стандартные системы аналитики на базе учетной системы, установленной 10 или 15 лет назад, уже не справляются. Необходимы или новые аналитические инструменты, или категорийный менеджер будет тратить все свободное время на аналитику, или же все решения при управлении ассортиментом будут приниматься на основе «чуйки».
Мы с партнерами решили пойти по пути создания специализированных инструментов для каждого сотрудника, разработав автоматизированные рабочие места (АРМ).
Автоматизированное рабочее место специалиста – это набор отчетов и инструментов, позволяющих ему максимально быстро получать информацию для решения стоящих перед ним задач и принимать управленческие решения.

НАЗНАЧЕНИЕ АРМ

Назначение автоматизированного рабочего места категорийного менеджера – дать ему эффективные инструменты для управления ассортиментом.
Но перед тем, как углубиться в тонкости автоматизации, дам небольшую характеристику отчетов, которые сегодня использует большинство розничных сетей.
На сегодня большинство сетей использует отчеты, которые я называю информационными. Это отчеты, в которых собраны основные показатели деятельности.
По показателям первого уровня (непосредственно измеряемым):
  • товарооборот (руб.);
  • валовый доход (руб.);
  • количество продаж (шт.);
  • количество покупателей пришедших (чел.);
  • количество чеков (шт.);
  • количество остатков (шт.);
  • стоимость остатков (руб.);
  • потери (руб.);
  • получено бонусов (руб.);
  • кредиторская (дебиторская) задолженность.
По показателям второго уровня (вычисляемые с использованием показателей первого уровня):
  • в пересчете на SKU;
  • в пересчете на кв. метр площади;
  • в пересчете на погонный метр полки;
  • в пересчете на сотрудника;
  • средняя цена продажи;
  • наценка (%);
  • маржинальность (%);
  • глубина товарного запаса (дней);
  • структура дохода (соотношение бэк и фронт маржи);
  • пенетрация категории (доля чеков с товарами категории);
  • доля промо продаж (%);
  • глубина скидки (%);
  • сумма среднего чека и т.д.
Все эти показатели выгружаются из информационной системы в виде таблиц с раскрывающимися списками или сводных таблиц, и менеджер при желании может «провалиться» до интересующего его уровня и «посмотреть», что случилось.
У этого варианта анализа информации есть два больших минуса:
  1. При высокой загруженности и большом объеме анализируемой информации не всегда есть время «провалиться».
  2. Результаты «посмотреть» являются информацией, которая есть только у менеджера, и на его усмотрение остается, исправлять ситуацию или нет. Руководитель увидит проблему, только когда она достигнет больших масштабов.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ АРМ

Автоматизированное рабочее место обеспечивает быстрое выявление проблем в рамках компетенции каждого сотрудника + постановка задач и контроль их выполнения в Битрикс.

АРМ - это набор отчетов, который собирает информацию о продажах, о товарах из карточек товара, о поставщиках из карточек поставщиков, о финансовых потоках из бухгалтерии и проводит их анализ относительно опорных показателей:
  • результатов работы предыдущего периода (LFL);
  • некоторых эталонных (нормативных) показателей;
  • планов работы;
  • доли показателя (результатов работы) в рамках категории или выборки.
На основании этой информации создаются сигнальные отчеты – это отчеты, которые информируют категорийного менеджера о важных событиях: падении или росте продаж более 20%, снижении или росте маржинальности продаж, отсутствии остатков товара по значимым позициям и т.д. При этом информацию о событиях получает и руководитель.
Кроме того, в задачи автоматизированного рабочего места входит предоставление информации для принятия решений. Это отчеты, специально подготовленные для различных сотрудников, которые в ситуациях управления продажами не только дают информацию о ситуации, но и предлагают варианты решения.
К этим отчетам я отношу:
  1. АРМ руководителя.
  2. АРМ закупщика.
  3. Систему автозаказа.
  4. Мониторинг заполнения ассортиментных квот.
  5. Мониторинг товарных запасов.
  6. Мониторинг продаж.
  7. Мониторинг уровня наценки.
  8. Система мониторинга цен и умного ценообразования.

Все эти отчеты предоставляют информацию, анализируют причины возникновения проблем и дают рекомендации по устранению.

ПРИМЕРЫ

Так, автоматизированное рабочее место выполняет свои функции при формировании автозаказа, не только оценивая продажи, формируя прогноз и потребность, но и оценивая возможности доставки с собственного склада или склада поставщика, закупки товара у резервного поставщика. Если же это невозможно, то автозаказ на основе анализа основных признаков из карточки товара для важных товаров (товаров категории А) дает рекомендации по закупке аналогов.

В случае падения продаж система оценивает причины (уменьшение трафика, длины чека, средней цены товара и т.д.) и дает рекомендации по исправлению ситуации.

Аналогичный алгоритм работы и в других ситуациях.

Таким образом, АРМ позволяет решать 3 задачи, недоступных для информационных систем:

  1. Анализировать большой объем информации в удобной для категорийного менеджера форме с индикацией проблемных зон. Выгода: экономия времени на анализ информации.
  2. Давать рекомендации по решению проблем. Выгода: повышение качества принятия решений.
  3. Создавать задачу в системе и контролировать ее выполнение менеджером и руководителем. Выгода: повышение качества и снижение трудозатрат на контроль выполнения задач.