«Согласно Википедии
Монито́ринг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности людей и объектов экономики. В рамках системы наблюдения происходит оценка, контроль объекта, управление состоянием объекта в зависимости от воздействия определённых факторов.
В ритейле проводится мониторинг конкурентов и покупателей по значимым для управления ассортиментом показателям и с частотой, зависящей от графика принятия соответствующих решений.
Мониторинг конкурентов необходим любой розничной сети, серьезно относящейся к своему позиционированию. Есть несколько вариантов мониторинга: ассортимента, рекламы, промо активностей, уровня сервиса, порядка выкладки, но основной инструмент конкурентной борьбы это комбинированный мониторинг ассортимента и розничных цен.
Виды мониторинга:
· Мониторинг цен на определенный список товаров. Это наиболее ликвидные товары (KVI или ТОП -50, ТОП-100, ТОП -500 и т.д.). Ритейлер считает, что покупатель знает цены на эти товары и, сравнивая цены в разных магазинах, определяет, какой из них является «магазином низких цен», а какой только декларирует. Соответственно, у сотрудников, проводящих мониторинг, есть полный перечень товаров, по которому он изучает цены конкурентов. На основании этого вида мониторинга рассчитывается ИРЦ (индексы розничных цен). Это самый распространенный вид мониторинга. При исследовании цен частично исследуется и ассортимент (есть ли товары KVI у конкурентов и если нет, какие аналоги представлены на полке).
· Мониторинг ассортимента категории. Для важных товарных категорий проводится полный анализ ассортимента товарной категории в момент разработки ее ассортимента, адаптации под новый формат или локацию или ежегодной защите категории. Это процесс, напрямую связанный с категорийным менеджментом, помимо большой работы в торговых точках, требует качественной подготовки задания на мониторинг.
· Третий вид мониторинга – мониторинг промо предложения.
Необходимо ответить на вопросы:
o Какие действуют программы лояльности по картам.
o Какие действуют долгосрочные программы или специальные предложения.
o Какова структура промо внутри категории:
- По выбору акционных товаров (ТОП, известные, новинки, in-out)
- По механизму (скидка без условий, скидка «при условии», скидка бонусами и т.п).
На основании этого исследования принимается решение о том, как конкуренты оценивают выбор в категории, какую модель ценообразования используют, на какую долю промо продаж рассчитывают. Подробнее об этом поговорим в главе, посвященной ценообразованию, а сейчас проведем комплексный анализ для расчета ассортимента».
Казалось бы, при таком системном подходе и возможностях автоматизации процессов с мониторингом и интерпретацией его результатов не может возникнуть никаких проблем.
Это действительно так. Проблемы возникают на этапе разработки задания на мониторинг.