Принцип управления при выборе поставщика

В любом бизнесе нужны поставщики. В розничной торговле их значение особенно велико, так как если остановится производство фирма понесет только прямые финансовые потери. Если же в магазине будут пустые полки, фирма понесет не только финансовые, но и имиджевые потери и может потерять покупателя.
Поэтому выбор поставщика – это фактически элемент управления продажами и к этому процессу надо подходить максимально серьезно.
Рассмотрим две ситуации.
  1. Первоначальное формирование пула поставщиков.
Алгоритм следующий:
  1. Определение роли категории, в которую поставщик предоставляет товары. Чем важнее категория, тем выше требования к уровню сервиса.
  2. Определение роли товаров. Оценка обязательности постоянного нахождения товаров на полке.
  3. Оценка специальных требований: быстрота доставки, требования по кванту поставки и минимальному остаточному сроку годности.
  4. Оценка возможностей покупки одного и того же товара у различных поставщиков и возможностей закупки товара с аналогичными свойствами.
  5. Оценка предложений от поставщиков в контексте коммерческие условия/предоставляемый сервис/надежность поставщика/удобство работы.
В результате такого отбора формируется ассортиментная матрица и первоначальный пул поставщиков. Особенность этого процесса в том, что у закупщика еще нет истории сотрудничества с поставщиками.
Принцип управления при выборе поставщика
В дальнейшем управление поставщиками идет, опираясь на результаты работы. С точки зрения управления контрактами перед закупщиком стоит несколько задач:
  1. Обеспечение максимально полного выполнения заказов
  2. Улучшение коммерческих условий
  3. Получение дополнительных услуг и сервиса
  4. Более комфортный график поставок и квант поставки
  5. Оптимизация контрактов (дробление крупных для снижение зависимости от поставщиков и укрупнение мелких для оптимизации трудозатрат во второстепенных категориях).
Кроме того, идет оперативная работа с поставщиками в перерывах между переговорными кампаниями. Потребность в проведении переговоров возникает в определенных ситуациях:
  • Ротация товара
  • Замена поставщика
  • Новая ниша
  • Расширение категории
  • Переговорная кампания
  • Оптимизация логистики
  • Снижение потерь
  • Проблемы с промо
  • Текущие переговоры (без повода)
  • Поставлена задача руководством
  • Возникла проблема с наличием товара или поставщиком.
После оценки задачи закупщик оценивает способы ее решения. При этом чаще всего приоритет отдается товарам, которые могут поставить действующие поставщики в рамках одного или нескольких контрактов. Новые поставщики вводятся только в случае, если у действующих поставщиков нет таких товаров или коммерческие условия нового поставщика значительно лучше.
Кроме того, и поставщик, и закупщик должны помнить, что в сети могут существовать свои требования к поставщикам:
Ограничения по территории
  • Требования к наличию собственного производства, склада, репутации на рынке
  • История сотрудничества и отсутствие проблем в прошлом
  • Приоритет для дружественных (аффилированных) поставщиков или производству СТМ.
Опытный закупщик всегда оценивает статус поставщика и выстраивает общение с ним в соответствии с этой оценкой:
  • Полномасштабные переговоры с крупными
  • Рабочее общение со «средними»
  • Поддержание «в тонусе» тех поставщиков, которые чувствуют свою вину и поэтому всегда готовы идти навстречу «пожеланиям» закупщика.
  • Минимум общения с мелкими
  • Тендеры там, где общение вообще не обязательно.
Поставщик должен адекватно оценивать свой статус, понимать методику работы закупщика. В случае, если предложение о вводе нового поставщика или товара делается в тот момент, когда у закупщика нет ни одной из перечисленных выше потребностей, поставщик должен или показать, что у закупщика есть проблемы, просто он их еще не осознал, или же дать коммерческие условия или сервис, которые смогут «существенно улучшить жизнь» закупщика.
Хотите записаться на обучение?