4.Ловушка бесплатногоЛюди переоценивают ценность "бесплатного" и чаще выбирают предложение с бесплатным дополнением, даже если оно менее выгодно. "Купите один товар, получите второй бесплатно" может оказаться дороже, чем покупка одного товара по сниженной цене.
Психологическое обоснование: "Бесплатное" вызывает сильное эмоциональное желание, которое зачастую затмевает рациональные расчеты.
Целевая группа: Импульсивные покупатели и люди, склонные к эмоциональным покупкам.
Формат магазина: Работает в супермаркетах и розничных магазинах, где покупатели часто делают незапланированные покупки.
Рекомендации: Надо давать честные скидки, но при этом ловушку можно использовать, правильно расставив акценты. Так, акция 1+1 воспринимается покупателем как целая единица товара в подарок (скидка 100 % на второй товар), хотя реально ритейлер предоставляет скидку 50%, продавая два товара общей стоимостью, допустим 200 руб. по цене одного, за 100 рублей.
5.Эффект сравненияПотребители делают выбор, основываясь на сравнении предложений, даже если одно из них предназначено лишь для создания иллюзии выгодности. Например, устанавливаются три ценовых уровня:
- Базовый товар за 1000 рублей.
- Улучшенный за 2000 рублей.
- Премиальный за 2500 рублей.
Чаще всего выбирается вариант за 2000 рублей, который воспринимается как наиболее сбалансированный по цене и качеству.
Психологическое обоснование: Люди склонны выбирать средний вариант, чтобы избежать крайностей и получить оптимальное соотношение цены и качества.
Целевая группа: Покупатели среднего класса, ориентированные на разумный компромисс.
Формат магазина: Наиболее эффективно в специализированных магазинах и шоурумах, где представлены продукты разных уровней качества.
Рекомендации: Вполне логичный инструмент. Покупатель должен иметь право выбора в рамках своего бюджета. Этот эффект, в частности, используется при вводе в ассортимент имиджевых товаров, на фоне которых самые дорогие товары высокого ценового сегмента кажутся более доступными по цене.