Ближайшие тренинги Сергея Илюхи

Категорийный менеджмент и фреймворк «‎Октализ»: как привлечь покупателя

В категорийном менеджменте существует пять ролей категорий и каждая из них решает свои задачи. В этой статье я хочу рассмотреть, на какие аспекты управления ассортиментом влияет роль категории и каких результатов можно добиться с помощью категорийного управления.
В первую очередь о категории, как элементе структуры управления:
Ожидания потребителей - что это и зачем
На основе исследования покупателей, конкурентной среды, рыночной ситуации принимается решение о выборе категории:
Целевая – подчеркивает позиционирование магазина и генерирует трафик.
Основная – закрывает базовые потребности основных групп покупателей и дает основной доход
Удобная – закрывает дополнительные или импульсные потребности основных групп покупателей и позволяет увеличить «длину» чека за счет высоко маржинальных товаров.
Специальная – закрывает потребности небольших групп потребителей или редко возникающие потребности основных групп.
Сезонные категории – категории с ярко выраженным сезонным спросом. Данные категории изменяют свою роль к течение года и вне сезона могут быть даже выведены из ассортимента.
Рассмотрим категорийное управление на примере целевой товарной категории.
Шаг 1. В ходе исследований мы выяснили, что для основных групп наших покупателей лучшее предложение в категории может явиться стимулом для посещения нашего магазина.
Для оценки возможности переключения необходимо оценить покупателя. Проведем анализ с помощью модного сегодня фреймворк «‎Октализ» (концепция Ю‑Кай Чоу – тайваньско-американского эксперта по геймификации)
Ожидания потребителей - что это и зачем
Каждая из сторон октаэдра соответствует определенным стимулам:
1. Значимость/особая миссия и призвание;
2. Креативность/творчество и обратная связь;
3. Влияние социума и привязанность;
4. Непредсказуемость и любопытство;
5. Избегание потерь;
6. Дефицит и нетерпение;
7. Чувство собственности и обладания;
8. Развитие и самореализация.
При управлении поведением покупателей мы можем влиять следующим образом:
  1. Особая миссия: социальная или другая значимая для покупателя идея позиционирования магазина. Чувство патриотизма. Специализация, показывающая «закрытость» клуба.
  2. Креативность и обратная связь: Соответствие позиционирования магазина эстетическим и прочим запросам покупателя и предоставление ему возможности сделать любимый магазин лучше.
  3. Влияние социума: также на уровне магазина покупатель демонстрирует свою позицию. Или ходит в самый престижный, или в «местный», или в «любимый» магазин. Или, наоборот, «никогда не пойдет потому что…»
  4. Непредсказуемость и любопытство: это уже уровень управления ассортиментом. Покупателя можно привлечь:
  • Широким ассортиментом
  • Новинками и ассортиментными решениями;
  • Нестандартными промо акциями;
  • Широким предложением с дополнительными выгодами (ситуация, когда покупатель не знает, какой товар сегодня участвует в промо и станет для него доступным).
5. Избегание потерь: Уверенность, что цены в магазине лучше, чем у конкурентов, а по качеству товаров не будет нареканий.
6. Дефицит и нетерпение:
  • На уровне магазина: удобное расположение, парковка, быстрое обслуживание, удобная навигация.
  • На уровне категории: постоянное наличие товара в зале, при необходимости быстрая доставка.
7, 8. Чувство собственности и самореализации: Высшие материи, которые решаются на уровне брендинга и долгосрочных программ лояльности.

Как решает все эти задачи целевая товарная категория:
В первую очередь технологии управления ассортиментом и промо:
  1. Основной ассортимент (известные товары) – шире, чем у конкурентов, с индексом, который рассчитывается в зависимости от чувствительности покупателя к широте ассортимента.
  2. Дополнительный ассортимент: «Уникальные» товары, ниши, предложение в категории, которые нельзя найти у конкурентов.
  3. Ценовой индекс по основному ассортименту и KVI – меньше или равен 1.
  4. Промо больше, чем у конкурентов.
Основные KPI.
  1. В связи с тем, что задача целевой категории – создание устойчивого трафика, в ней следующая иерархия KPI:
  • Прирост количества покупателей
  • Количество повторных покупок
  • Товарооборот
  • Доход
  • Отдача от SKU
  • Оборачиваемость запасов.
2. Ошибочно требовать от целевой товарной категории высокой маржинальности. Необходимо очень тонко чувствовать грань между инвестициями в развитие категории и, фактически, расход рекламного бюджета на продвижение магазина и оптимизацией экономических показателей за счет сужения ассортимента и увеличения цен, что приведет к неэффективному решению целевой категорией своих задач и оттоку трафика.
Хотите записаться на обучение?