Ценообразование в дистрибуции: как балансировать маржу и конкурентоспособность
Дистрибьюция самостоятельный и достаточно сложный вид деятельности. Дистрибьюторы важны для производителей, которые не могут или не хотят самостоятельно организовать сбыт на территории. Они не считают нужным формировать сбытовое подразделение, заниматься вопросами хранения и логистики и делегируют это компаниям-дистрибьюторам, которые могут эффективно решать эти задачи на своей территории. В зависимости от узнаваемости бренда товары в дистрибьюции проходят несколько стадий, в которые влияют на потенциал продаж и возможность заработка.
Вышла новая книга Сергея Илюхи "Менеджер по работе с торговыми сетями. 10 шагов к рекордным продажам"!
Условно каждый производитель со своим ассортиментным портфелем проходит пять стадий: · Новичок на территории или вообще на рынке. · Узнаваемый товар. · Лидер рынка, передавший эксклюзив на территории одному дистрибьютору. · Лидер рынка, имеющий на территории несколько дистрибьюторов, конкурирующих между собой. · Лидер рынка, организовавший собственную сеть сбыта. Исходя из этого определяются задачи дистрибьюции.
Основные задачи дистрибьютора
· Продажи на закрепленной территории. Это работа с локальной клиентской базой, сбор заявок, логистика, контроль остатков и возвратов. · Развитие новых брендов. Особенно важно для компаний, которые выходят на рынок. Дистрибьютор обеспечивает «вход» на территорию, используя скидки, мотивации и маркетинг, уже налаженные контакты с небольшими клиентами и ритейлерами. · Обслуживание брендов без собственной сбытовой инфраструктуры. Это передача дистрибьютору прав на территорию с минимальным контролем, но с высокой ответственностью за результат.
У дистрибьютора есть три стратегии формирования цены в зависимости от задач по развитию бренда, потенциала продаж и конкуренции по продукту: · Выход бренда на рынок. Максимальная наценка за счет скидок от производителя. Основная задача — получить прибыль за «трудности запуска». Часто сопровождается вложениями в маркетинг и обучение персонала. · Работа по эксклюзиву. Производитель закрепляет территорию за дистрибьютором, ограничивает конкуренцию, но требует стабильной отгрузки и выполнения KPI. Наценка — умеренная, но стабильность выше. · Работа в условиях конкуренции. Если на территории работают несколько дистрибьюторов, начинается «война скидок». Маржа снижается, прибыль падает. Важно использовать другие инструменты: бонусы за объем, ретро-бонусы, промо-условия.
Инструменты повышения прибыли
В отличие от производителя, который развивает свой достаточно ограниченный набор брендов, дистрибьютор сам формирует свой ассортиментный портфель, учитывая потенциал продаж в рамках клиентской базы и ища баланс между объемом продаж, наценкой и трудозатратами на организацию процесса продаж и логистики. В его распоряжении есть несколько инструментов для повышения прибыли: · Выбор контрактов. Не все контракты одинаково прибыльны. Новые игроки готовы предоставлять большие скидки на этапе развития продаж, в то время как известные производители не дают скидок, понимая, что их товары продают себя сами. · Формирование ассортиментных портфелей. Большинство покупателей хотят получать известные товары по выгодным ценам. Для дистрибьютора это товары-локомотивы, позволяющие заключить контракт. Далее идет работа с портфелем. Наиболее успешны те дистрибьторы, которые продают своим партнерам максимальное количество неизвестных товаров с максимальной наценкой. · Максимальное покрытие территории. Чем выше плотность присутствия, привлекательнее дистрибьютор как для лидеров, так и для неизвестных производителей, которым нужен максимальный охват на территории. Это позволяет дистрибьютору диктовать условия, добиваясь лучших цен, промо и бонусов.
Работа с производителями
При работе с производителями дистрибьютор должен постоянно придерживаться нескольких принципов: · Пересматривать отношения с лидерами с ростом собственного присутствия на территории. Если есть возможность подключить к портфелю или переключиться на конкурирующий, но более рентабельный конкурирующий бренд решение должно приниматься не исходя из лояльности, а в интересах максимизации прибыли и стабильной работы компании. · Постоянно проводить ротацию новых производителей. Новые производители необходимы для максимизации прибыли, которая выплачивается дистрибьютору за развитие продаж на территории. Через несколько лет повышенных бонусов производитель становится узнаваем на территории и начинает пересматривать условия. В какой-то момент с такими производителями приходится расставаться, находя новые высоко прибыльные дистрибьютивы.
Выводы: Дистрибьюция это бизнес по предоставлению набора услуг: · Развитие продаж на территории. · Предоставление логистических сервисов при работе с клиентами. Стоимость этих услуг зависит от уровня дистрибьюции и качества логистики.
Подробнее на тренингах по категорийному менеджменту: