Ближайшие тренинги Сергея Илюхи

Как категорийному менеджеру оценить динамику категории при назначении ее роли

В качестве целевой товарной категории можно выбирать только растущие. Но как правильно оценить динамику. Подробнее в материале ниже.
Динамику категории можно оценивать несколькими способами. Я предпочитаю метод наименьших квадратов. Алгоритм следующий:
Как категорийному менеджеру оценить динамику категории при назначении ее роли
  1. Определяем правила оценки динамики
Вариант 1.
Оцениваем продажи LFL (Like-For-Like) – сравнение продаж за один и тот же период прошлого и актуального года. Например, сравнение продаж за январь 2025 и 2024 года в выбранных магазинах. Сравнение валовых продаж плохо тем, что не учитывает, что происходило в остальных категориях. Например, для шампуней LFL = 1,2 и, казалось бы, это хорошо. Но если для категории «Средства для ухода за волосами» LFL составил 1,5 то, получается, шампуни продаются плохо.
Частично проблема решается, если рассчитывать не валовое значение по показателю, а долю подкатегории в категории. В этом случае при расчете мы увидим, что доля шампуней LFL упала.
Но остается еще один недостаток: оценка ведется только за один период, если это месяц и не учитывается, как вела себя категория в течение года.

Вариант 2.
По методу наименьших квадратов по выборке за год рассчитывает коэффициенты линейного уравнения.
Напомню: Метод наименьших квадратов (МНК) — это математический метод, который используется для нахождения наилучшего соответствия между данными и математической моделью. Он основан на минимизации суммы квадратов отклонений между наблюдаемыми данными и значениями, предсказанными моделью.
·       Определяется вид кривой, которая используется для расчетов.
·       Я использую линейное уравнение вида y = ax + b.
·       Рассчитываются значения линейного уравнения для каждого месяца (х изменяется от 1 до 12).
·       Рассчитываются отклонения каждого расчетного значения от реального, а затем сумма их квадратов.
·       Рассчитываются значения коэффициентов a и b линейного уравнения, при которых сумма квадратов отклонений будет минимальна.
Более подробно на этом расчете останавливаться не буду, так как функция реализована даже в Excel.
2. Рассчитываем коэффициентов линейного уравнения a и b для выборки в целом и всех категорий внутри выборки.
Расчет коэффициентов линейного уравнения
3. Рассчитываем коэффициент роста, который характеризует угол наклона линии, построенной в соответствии с полученным линейным уравнением для выборки в целом и входящих в нее категорий. Коэффициент рассчитывается как отношение коэффициента a к коэффициенту b.
Расчет коэффициентов линейного уравнения
Система отчетов по категориям: как превратить данные в управленческие решения
Принятие решения о динамике категории
4. Далее задается правило, согласно которого категория внутри выборки оценивается как падающая, растущая или стабильная. Я использую правило, согласно которого если коэффициент роста категории менее 0,5 от К роста выборки, категория считается падающей. Если же К роста больше 1,5 выборки, категория считается растущей. Во всех остальных случаях категория считается стабильной.
При этом обратите внимание, что внутри выборки не могут быть только растущие или только падающие категории. Все категории могут быть стабильны или же то, что динамика одних категорий выше выборки компенсируется тем, что у остальных она ниже.
5. В случае, если категория растущая или стабильная проводим исследования на последующих уровнях классификатора. Если же категория падающая, все подкатегории внутри нее автоматически считаются падающими. Статус подкатегорий внутри падающих категорий может быть изменен только по запросу менеджера после дополнительных исследований.
Выводы: Для расчета в соответствии с Таблицей 13 необходимы данные. И если эти данные будут рассчитаны некорректно, при дальнейшем управлении ассортиментом могут быть допущены фатальные ошибки. Тонкости расчетов, на которые я обратил внимание в этой главе позволят категорийному менеджеру корректно провести все расчеты и правильно назначить роли категорий.
Подробнее на тренингах по категорийному менеджменту:
Хотите записаться на обучение?