Большинство торговых сетей на сегодня решает эту задачу, находя баланс между возможностью выставить оборудование, презентабельной для покупателя выкладкой и эффективностью продаж (приносимым категорией доходом или товарооборотом). Не буду глубоко погружаться в эту задачу. Скажу только, что в результате ее решения возникает один или несколько стеллажей на которых размещены товары категории. Нас интересует оборудование, на котором размещены в количестве 300 – 500 SKU.
Определяем емкость оборудования и количество продукции, которое на нем может быть выложено
При этом учитываем текущую пропорцию различных товаров в категории. Так, количество соков, которые можно выложить на одном стеллаже существенно отличается от количества стиральных порошков или туалетной бумаги. Также учитываем кратность фейсингов. Это достаточно сложная задача, но она скорее лежит в плоскости мерчендайзинга и на ней тоже подробно останавливаться не будем.
После определения состава категорий и места для выкладки приступаем к распределению места между подкатегориями
Это задача в несколько итераций, поэтому проведем первый этап. На данном этапе у нас есть понимание существующего ассортимента (допустим, ассортимента в магазине максимального формата), продаж, их эффективности и ролей подкатегорий. А также целевой ассортимент разрабатываемого формата. Допустим, в максимальном 892 SKU, а нам надо выложить 300. К преобразования равен 300/892. Можно получить новое распределение пропорционально уменьшив ассортимент всех подкатегорий. Но, с учетом возможного изменения ролей и разной эффективности есть смысл рассчитать эффективный ассортимент, умножив пропорциональный на соответствующий коэффициент эффективности.
Следующий этап – уточнение ролей категорий и расчет ассортиментных минимумов
Есть три вида ассортиментных минимума: Конкурентный, который рассчитывается по итогам мониторинга конкурентов путем умножения среднего или максимального ассортимента на коэффициент, зависящий от роли и выбора в категории. Товароведческий – минимальный набор товаров, который позволит минимально закрыть потребности покупателя в категории так, чтобы он не ушел в другой магазин. Нормативный – ассортиментный минимум, определенный нормативными актами или договорами. Конкурентный ассортиментный минимум для категории колбаса, ветчина рассчитывается по формуле: Средний ассортимент конкурентов (так как категория основная, то учитываем его) =150. Категория ассортиментная и растущая, поэтому коэффициенты 1 и 1,1. Итого ассортиментный минимум: = 150*1*1=165. Для категории деликатесы товароведческий минимум определяется экспертным путем на более низкий уровнях классификатора. При этомэффективность не учитывается, а учитывается только минимальное закрытие потребностей потребителя. От некоторых групп товаров придется отказаться.
Как видим, для категории Деликатесы ассортиментный минимум получился меньше эффективного ассортимента, что логично. В то же время в ливерной продукции ассортиментный минимум получается следующий:
Ассортиментный минимум больше эффективного ассортимента. Что делать? Большинство сетей в данной ситуации идет на поводу у математики и говорит, что раз получилось 6, то надо ставить 6 SKU. Это ошибка. При таком ассортименте категория станет неинтересна для покупателя и если ему захочется паштет он просто пойдет в другой магазин. А у нас эффективность станет еще ниже и вскоре мы выведем эти товары из матрицы. Поэтому необходим пятый шаг.
5 этап
В связи с тем, что ассортиментный минимум по ливерной продукции больше рассчитанного эффективного ассортимента нам необходимо забрать эти SKU из других категорий. Берем из категорий с эффективностью меньше 1 пропорционально добавленному ассортименту. Результат и итоговое распределение квот приведены в таблице.
В результате у нас получается ассортимент, учитывающий сложившуюся эффективность продаж и при этом обеспечивающий все ассортиментные минимумы. При дальнейшем управлении ассортиментом необходимо перераспределять полочное пространство в пользу более эффективных подкатегорий, при этом сохраняя ассортиментные минимумы в неэффективных.
Подробнее на тренингах по категорийному менеджменту: